Управление Министерства юстиции  РФ по Воронежской области   Официальный портал Администрации Воронежской области
18 мая 2021

 

Структура Интернет-приемная Новости

 

 
Календарь новостей
Май 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
<<  <  =  >  >>
 
 
Поиск по сайту
 
 

 
 
 
 

Новости

18.08.2009

Право на применение

В России может появиться практика ежегодной проверки правоприменительной практики, следует из проектов документов Минюста. Проверку будет проводить это министерство как планово, так и оперативно, по отраслям права и конкретным законам. Летом каждого года правительство должно отчитываться по правоприменению перед президентом и править плохие законы.

Министерство юстиции, которое готовится взять на себя координирующую роль в проведении мониторинга правоприменения нормативных актов, во вторник опубликовало на своем сайте проекты четырех документов, регулирующие такой анализ. Среди них проекты указа президента, методика и положение проведения мониторинга, а также проект постановления правительства об утверждении методики.

О необходимости проведения регулярного мониторинга законодательства в марте этого года заявил президент России Дмитрий Медведев, подводя первые итоги принятия антикоррупционного законодательства. Он поручил заняться такой деятельностью и разработкой необходимых документов Миниюсту. В июле глава ведомства Александр Коновалов сообщил, что разработка почти завершена.

Координация мониторинга возложена на Минюст – в это ведомство органы исполнительной власти и другие госструктуры должны ежегодно представлять свои доклады, а Минюст готовит проект также ежегодного доклада президенту, который сначала согласовывается на уровне правительства.

При проведении мониторинга будет осуществляться анализ всех видов нормативных актов: Конституции России и международных договоров, федеральных и региональных законов, нормативных актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие на территории России, указов президента и постановлений правительства, нормативных актов различных федеральных и региональных ведомств, муниципальных нормативных актов.

Органы региональной власти обязаны отчитываться Минюсту о правоприменении.

Для высших органов судебной власти и некоторых госорганов требование отправлять материалы по правоприменению не обязательно – им лишь рекомендовано делать подобные отчеты. В облегченном порядке в мониторинге будет участвовать Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Генпрокуратура, уполномоченный по правам человека, Счетная палата и Центробанк. Впрочем, суды так или иначе регулярно анализируют правоприменительную деятельность и отражают это в своих постановлениях.

В положении о мониторинге отмечается, что при подготовке проекта доклада президенту Минюст запрашивает сведения и комментарии в правозащитных, общественных, научных и иных организациях, СМИ; и эти данные используются при составлении доклада.

Ежегодный анализ правоприменения будет проводиться в соответствии с «Проектом программы мониторинга», особенности которого описываются в положении. Проект содержит сведения, какие именно документы и в какой сфере подлежат проверке, он разрабатывается Минюстом в срок до 1 января каждого года и направляется в правительство. У кабинета министров есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть и переправить проект в Совет при президенте по противодействию коррупции. До 20 февраля совет должен одобрить и отправить в федеральные и региональные органы власти, госорганы и иные организации для подготовки ими предложений в проект плана. Все предложения должны быть представлены до 10 марта, а до 10 апреля Минюст должен все это обобщить и отправить в правительство для утверждения. Окончательный вариант должен быть утвержден не позднее 1 мая и направлен в Совет по противодействию коррупции, высшие суды, Генпрокуратуру, омбудсмену, в Счетную палату и Центробанк.

Правительство обязано ежегодно к 1 июля представлять президенту доклад о результатах мониторинга правоприменения за предыдущий год. В какой форме и кто именно от кабинета министров, положение не определяет.

Надо докладывать президенту, уверен председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. «Глава государства более чем заинтересован в том, чтобы ему поступала такая информация: он ее потребитель», – отметил глава правозащитной ассоциации «Агора» юрист Павел Чиков.

Кабинет министров также должен учитывать предложения по корректировке законодательства, изложенные в докладах, при утверждении плана законотворческой деятельности правительства, сказано в документах. «Правка законодательства по итогам мониторинга – единственный механизм воздействия на правоприменение», – уверен Крашенинников.

После рассмотрения президентом доклада в течение 10 дней документ должен быть опубликован в СМИ, а также размещен на официальных сайтах главы государства, правительства и Минюста.

Методика проведения мониторинга предполагает, что он может проводиться по отдельным актам и внепланово. Проверки могут быть трех типов: отраслевой (мониторинг правоприменения в определенной сфере), точечный (о применении конкретного правового акта или его части) и оперативный (мониторинг применения акта в течение первого года его действия).

Этот пункт важен, так как ежегодный мониторинг не всегда реагирует на актуальные проблемы, ведь описывает в календарном году недостатки года прошлого, предполагает Чиков.

Сейчас частичный мониторинг правоприменения и законодательства проводят высшие суды, судебный департамент Верховного суда, Совет федерации, некоторые министерства, описывает юрист, их давно пора объединить. «Идея мониторинга правильная, но запоздалая», – считает представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский.

Роль Минюста растет, говорит Чиков. По мнению Барщевского, заниматься мониторингом должен Минюст – «это его прямая обязанность». «Это нормальная мировая практика, когда такую функцию выполняет Минюст, а у нас они размыты по Генпрокуратуре и другим органам власти», – согласен Чиков.

http://www.gazeta.ru/politics/2009/08/18_a_3237797.shtml

ТЕКСТ: Алия Самигуллина, Елизавета Сурначева, Роман Баданин
ФОТО: ИТАР-ТАСС

 

Версия для печати

 
 
Цитата дня

"Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание - нередко освобождает"

Станислав Ежи Лец

 
 

Контактная информация

Адрес:
394006 г. Воронеж,
ул. 9 Января, д.36
тел. (473) 276-37-87
ru36@minjust.ru
voronezh@minjust-vrn.ru

Для СМИ:
пресс-секретарь,
тел. (473) 276-38-78

Телефон доверия:
(473) 277-11-81

 
 

Юстиция во времени - Историческая хроника

pravo

 
 

МЕРОПРИЯТИЯ
Организация антикоррупционных мероприятий

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Официальные правовые ресурсы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР
База данных

ufssp 

 
 
Подписка на рассылку новостей
 
    Управление Министерства Юстиции РФ
по Воронежской области