25.12.2008
Антикоррупционная правовая экспертиза законодательства
Воронежской области
|
Основными задачами Министерства юстиции РФ является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина. В отсутствие федерального закона о противодействии коррупции правовую основу борьбы с ее проявлениями в РФ, наряду с положениями Конституции РФ, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, акты Президента РФ (в том числе Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31.07.2008 № Пр-1568), акты Правительства РФ, федеральное и законодательство субъектов РФ. С целью противодействия коррупции Министерством юстиции РФ 30.09.2008 утвержден соответствующий План на 2008-2009 гг., в соответствии с которым территориальным управлением Минюста России проводится мониторинг законодательства Воронежской области на предмет выявления положений, способствующих ее проявлению.
|
В результате правовой экспертизы законодательства субъекта Управлением Минюста России по Воронежской области в IV квартале текущего года выявлено 3 нормативно-правовых акта, содержащие отдельные положения, которые в той или иной степени могут способствовать совершению коррупционных сделок. Потенциальные возможности ее проявления усматривались в законе, касающегося регулирования земельных отношений на территории Воронежской области, постановлениях областной администрации, регламентирующих основания для присвоения звания "Ветеран труда", а также реализацию мер по финансовой поддержке сельхозтоваропроизводителей, других организаций агропромышленного комплекса.
Их анализ позволяет выделить ряд факторов, способствующих потенциальной возможности проявления коррупции:
необоснованная широта дискреционных полномочий, то есть полномочий, которые орган государственной власти (должностное лицо)исполняет по собственному усмотрению;
определение компетенции органа государственной власти (должностного лица) с формулировкой "вправе", когда это является обязанностью;
завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права;
чрезмерное количество отсылочных (бланкетных) норм;
лингвистическая неопределенность;
принятие нормативно-правового акта вне компетенции государственного органа;
восполнение законодательных пробелов подзаконным актом;
наличие пробела в правовом регулировании;
отсутствие административных процедур, необходимых для реализации полномочий, прав, обязанностей;
необоснованное предоставление льгот, гарантий и иных преимуществ;
иные факторы.
По данным фактам были проинформированы прокуратура и органы государственной власти Воронежской области, издавшие данные нормативно-правовые акты.
Следует отметить, что работа Минюста России и его территориальных органов по данному направлению деятельности существенно затруднена из-за недостаточной нормативной базы, принятой на федеральном уровне и регулирующей вопросы борьбы с коррупцией. С этой целью в настоящее время в департаменте законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативно-правовых актов Минюста России разрабатываются Методические рекомендации, регламентирующие проведение антикоррупционной правовой экспертизы.