Управление Министерства юстиции  РФ по Воронежской области   Официальный портал Администрации Воронежской области
19 марта 2024

 

Структура Интернет-приемная Новости

 

 
Календарь новостей
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<<  <  =  >  >>
 
 
Поиск по сайту
 
 

 
 
 
 

Новости

01.07.2013

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований за 2012 год и за 1 полугодие 2013 года

В соответствии с федеральным законодательством Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

     В 2012 году Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области было принято решение об отказе в государственной регистрации 63 муниципальных правовых актов, из которых 13 уставов муниципальных образований, 50 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.

     Анализ нарушений, выявленных в ходе проверки соответствия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Воронежской области, законам Воронежской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, показал, что наиболее часто в уставах муниципальных образований не содержатся вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом муниципального образования.

     Также характерными нарушениями, встречающимися в муниципальных правовых актах, является наличие положений, содержащих нормы, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и областному законодательству.

     Нормами, противоречащими федеральному законодательству, являются положения, касающиеся:

1) вопросов местного значения (например, согласно решению Совета народных депутатов Скупопотуданского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области от 18.02.2005 № 14 «О внесении изменений в Устав Скупопотуданского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области» в статью 7 Устава Скупопотуданского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области вносятся изменения, согласно которым к вопросам местного значения Скупопотуданского сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Скупопотуданского сельского поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное положение противоречит пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к  вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.);

2) полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (например, приложением к решению Совета народных депутатов Воленского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Воленского сельского поселения обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данное положение противоречит пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.);

3) исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (например, приложением к решению Совета народных депутатов Хохольского муниципального района Воронежской области о внесении изменений и дополнений в устав Хохольского муниципального района Воронежской области установлено, что к компетенции Совета народных депутатов Хохольского муниципального района относится согласование кандидатур на должности заместителей главы администрации Хохольского муниципального района. Данное положение противоречит пункту 2 статьи 4, частям 1, 2 статьи 16, частям 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законодательством о муниципальной службе назначение заместителей главы администрации на должность и освобождение от неё с согласия органа, не являющегося работодателем, не предусматривается.);

4) контрольно-счетного органа муниципального образования (например, в результате правового анализа муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Терновского муниципального района было установлено, что ревизионная комиссия Терновского муниципального района является составной частью структуры Совета народных депутатов Терновского муниципального района Воронежской области. Вместе с тем, частью 4 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.);

5) статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (например, приложением к решению Совета народных депутатов Подгоренского городского поселения установлено, что глава Подгоренского городского поселения не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, что противоречит части 6 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы);

6) удаления главы муниципального образования в отставку (например, приложением к решению Совета народных депутатов Трудовского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области закреплены основания для удаления главы Трудовского сельского поселения в отставку. Данные положения противоречат части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части не закрепления такого основания, как несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами);

7) муниципального имущества (например, в муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в Устав Подгоренского городского поселения Подгоренского муниципального района Воронежской области было установлено, что органы местного самоуправления Подгоренского городского поселения от имени Подгоренского городского поселения субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Данное положение противоречит абзацу 3 части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом).

     Типичными нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов являются:

- несоблюдение 30-дневного срока со дня официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

- отсутствие необходимого кворума в представительном органе муниципального образования при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования (устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования);

- не проведение публичных слушаний в случаях, установленных законом.

     Кроме того, согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в случае, если сделан вывод о наличии в уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

     Типичными коррупциогенными факторами, выявленными в 2012-2013 г.г. в муниципальных правовых актах, являются: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения; завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (подпункт «а» пункта 3, подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

     В  первом полугодии 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области решение об отказе в государственной регистрации было принято в отношении 2 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.

     1. Решение о внесении изменений и дополнений в устав городского поселения город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области не было подписано главой муниципального образования, что является нарушением порядка его принятия.

     В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания в течение 10 дней.

     2. Решения о внесении изменений и дополнений в уставы городского поселения город Павловск Павловского муниципального района Воронежской области, Нижнекатуховского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области содержали положения, касающиеся согласования представительным органом муниципального образования требований для участия в конкурсе на замещение должности заместителя главы администрации муниципального образования, а также кандидатуры заместителя главы местной администрации.

     Данные положения противоречат действующему законодательству по следующим основаниям.

     Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ) одним из основных принципов муниципальной службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

     В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

     Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

     При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

     Согласно частям 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

     Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы действующим законодательством.

     Таким образом, действующим законодательством о муниципальной службе согласование кандидатур и требований для участия в конкурсе на замещение должности муниципальной службы при поступлении на муниципальную службу не установлено.

     Указанные положения также содержат коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выразившийся в широте дискреционных полномочий, а именно: отсутствии или неопределенности условий или оснований принятия решения, и коррупциогенный фактор, содержащий неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам, выразившийся в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам  (подпункт «а» пункта 3 и подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

     3. Согласно Решению о внесении изменений и дополнений в устав Нижнекатуховского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области в исключительной компетенции Совета народных депутатов сельского поселения находится, в том числе определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

     Вместе с тем, согласно пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

     Кроме того, муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением (абзац 2 части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).

     Согласно пункту 3 части 2 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений такое решение принимается в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

     Согласно пункту 3 части 2.1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

     В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации муниципального бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

     Согласно пункту 3 части 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации муниципального казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

     В случае, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются органом местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией (пункт 3 части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

     Согласно пункту 3 части 5 статьи 18 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетное или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

     В соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений.

     Таким образом, в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством не входит определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений. Такие полномочия федеральным законодательством отнесены к компетенции местной администрации муниципального образования.

     Также указанное положение содержало коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выразившийся в широте дискреционных полномочий, а именно: в наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

     4. Согласно Решению о внесении изменений в устав Нижнекатуховского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области глава сельского поселения, исполняющий полномочия председателя Совета народных депутатов сельского поселения, для обеспечения функционирования Совета народных депутатов сельского поселения издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета народных депутатов сельского поселения, подписывает решения Совета народных депутатов сельского поселения, не имеющие нормативного характера.

     Данное положение противоречит части 5 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в соответствии с которой председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

     5. Согласно Решению о внесении изменений в устав Нижнекатуховского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области в случае досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения его полномочия временно исполняет ведущий специалист администрации сельского поселения.

     Вместе с тем, согласно части 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

     Согласно абзацу 14 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

     Пунктом 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что наименования и полномочия должностных лиц местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования.

     Таким образом, исходя из смысла указанных норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ специалист местной администрации не вправе исполнять полномочия главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий при отсутствии в уставе положений, закрепляющих статус специалиста местной администрации в качестве должностного лица местного самоуправления.

     6. Согласно Решению о внесении изменений в устав Нижнекатуховского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Воронежской области, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами.

     Вместе с тем, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Версия для печати

 
 
Цитата дня

"Вводить законы, противоречащие законам природы, - значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать"

Томас Джефферсон

 
 

Контактная информация

Адрес:
394006 г. Воронеж,
ул. 9 Января, д.36
тел. (473) 276-37-87
ru36@minjust.ru
voronezh@minjust-vrn.ru

Для СМИ:
пресс-секретарь,
тел. (473) 276-38-78

Телефон доверия:
(473) 277-11-81

 
 

Юстиция во времени - Историческая хроника

pravo

 
 

МЕРОПРИЯТИЯ
Организация антикоррупционных мероприятий

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Официальные правовые ресурсы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР
База данных

ufssp 

 
 
Подписка на рассылку новостей
 
    Управление Министерства Юстиции РФ
по Воронежской области